980x120

Агинская средняя школа в годы Великой Отечественной войны

Агинская средняя школа в годы Великой Отечественной войны

Педагогический коллектив Агинской средней школы с первыми выпускниками

Внизу: Токмакова Т., Родославич Агния Ивановна, Миронова Агаша Прокопьевна, Дашиева Бальжинима, Размахнина Вера Степановна, Пилжитова Цырегма, Хандажапова Цырендулма

Сидят: Нанзатов Бальжинима, Хамганов Владимир Прокопьевич, Матузов (спецкор), Хворов – главный редактор газеты «Колхозник», Цыдено Дугар, Саргаев (председатель Окрисполкома), Осадчий (секретарь РК КПСС), Жигмидон Д.Б.

Стоят: Жамсарано Самбу, Номоконов П.Ф., Михайлов, Батоина Хандажап, Морозова О.В., Баранникова О.М., Устюжанина, Гурьева, Шагдарон Дашинима, Размахнин Иван Лаврентьевич, Дариев Абармит, Цыренов, Балданжабон Пурбо, Соктоев Балжир, Батоев Цыдып, Дагбаев Абарзади, Батожаргалов Дари-Базар.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

М. Твардовский.

Все дальше и дальше в прошлое уходят те суровые военные годы, притупляются чувства, которые переживали люди, стихает боль, которую им пришлось пережить. Но память о суровом времени необходимо сохранять. Мы обязаны знать, помнить и быть благодарными всем тем, кто приближал долгожданную Победу.

О событиях военных лет современное поколение знает мало. О подвиге на полях сражений и в тылу мы узнают из фильмов, из прочитанных книг и из воспоминаний очевидцев.

Все меньше остается ветеранов – живых свидетелей жестокого времени, той бесчеловечной войны.

В нашем поселке стоит памятник людям, которые погибли в годы войны, защищая нашу страну. Каждый год 9 мая мы ходим на митинг к этому памятнику, чтим память погибших, слышим фамилии всех тех, кто ушел на войну.

Все они отдали жизнь за нас, за наш поселок, за нашу Родину, за то, чтобы мы жили в спокойной, мирной стране.В этом году вся страна отмечает 76-ю годовщину Победы. Этот праздник очень много значит для каждого из нас, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.

Накануне войны в 1938 году Агинская семилетняя школа была преобразована в среднюю. Она располагалась в трех деревянных корпусах и была рассчитана на 280 мест. Дети жили в колхозных интернатах, где было организовано общественное питание за счёт коллективных хозяйств, а постельные принадлежности были свои. Ученики привозили из дома войлочные матрацы, меховые одеяла (хунжэл). Большинство детей учились с большим прилежанием и тщательно готовились к каждому экзамену. Вставали рано, с восходом солнца убегали на природу, где читали учебники, просматривали конспекты и повторяли пройденный материал. В свободное время играли в игры – лапту, «бабки», волейбол или «перья». Один или два раза в неделю ходили в кино. Фильмы «Если завтра война…», «Чапаев», «Ленин в Октябре» призывали к защите Отечества и вызывали в душах учащихся чувство патриотизма.

Перед войной в школе проводились экзамены и зачёты по гражданской обороне, тогда эти занятия назывались курсами: Будь готов к труду и обороне (ГТО), Ворошиловский стрелок (ВС), Готов к санитарной обороне (ГСО).

Зимой были популярными среди школьников лыжные переходы на разные расстояния.

К началу учебного года 1940-1941 гг. был один десятый класс, в котором обучалось около тридцати ребят, но заканчивали учебный год только 14 человек и только двое из них не были допущены к государственным экзаменам. В то время в стране были открыты многочисленные военные училища, куда и отправились учиться юноши, а девушки уходили работать в колхозы или выходили замуж, так как среди них было много переростков. Этим и объяснялся отсев учащихся. Остальные 12 человек успешно окончили Агинскую среднюю школу. Это 9 юношей и 3 девушки. Выпускной вечер состоялся за неделю до начала войны.

Вероломное нападение фашистской Германии на нашу Родину в ночь на 22 июня 1941 года нарушило привычную повседневную жизнь советских людей, а также пагубно отразилось на работе школ. Оно застало учащихся и учителей во время летних каникул и отпусков. Многие учащиеся нашей школы находились в пионерском лагере, устроенном в живописном месте вблизи минерального источника «Верхняя Кильгинда». Ветеран войны и труда Цыбенжаб Эрдынеевич Цыденов, обучавшийся в 8 классе школы и отдыхавший в этом лагере, вспоминал: «Здесь ученики и учителя вели интенсивную подготовку к областному смотру художественной самодеятельности. Право участия в ней коллектив школы добился по итогам окружного смотра, заняв первое место. Участники самодеятельности жили одной мечтой: «Одержать победу на областном смотре». Однако ей не суждено было сбыться – началась война. Известие о начале войны привезли в лагерь заведующий окружным отделом народного образования Намсарай Бадмажапович Бадмажабэ (бывший директор школы) и директор школы Дугар Цыденович Цыденов. На спешно собранной линейке они объявили: «Позавчера, 22 июня в 4 часа утра, немецкие войска перешли наши границы от Белого до Черного морей. Началась война с фашистской Германией. В связи с этим областной смотр отменяется». И предложили: «Всем учащимся пятых и старших классов разъехаться по домам». И мы со слезами на глазах, забрав свои вещички, пришли пешком из Кильгинды в село Агинское и разъехались по своим селам».

С началом Великой Отечественной войны и вызванной ею всеобщей мобилизацией военнообязанные учителя нашей школы Ж.Д. Дарижабон, В.Н. Долгополов, С.Ж. Жамсаранов, Николай Васильевич Лункин, Дамдинжаб Дашиевич Чимитдашин, Феодосий Павлович Маслов, юноши первого выпуска Цыдып Батоев, Дари-Базар Батожаргалов, Абарзади Дагбаев, Абармит Дариев, Бальжир Цоктоев, Цырендоржи Цыренов, Даши-Нима Шагдарон были призваны в армию. В июле 1941 года было мобилизовано 300 человек, в том числе и учащиеся старших классов, достигшие 18 лет. Фронт требовал пополнения. Оставшиеся учителя также были призваны на военную службу: Бальжинима Николаевич Баясхаланов, Дашицырен Жамбалович Жамбалов, Жамьян Балданович Балданжабон, проработавший в 1942-1943 годах директором школы, Базар-Садо Иванов, Б.Н. Нанзатов, Василий Семёнович Никонов, И.М. Прошунин, Иван Лаврентьевич Размахнин, Балдан-Доржи Балданов и другие. В апреле 1942 года из выпускного класса нашей школы, досрочно сдав экзамены, ушли на защиту Родины Бадма Цыденов, Цырендаши Зодбоев. Призваны в армию Цыдендамба Чернинов и Будажаб Рыгзынов, аттестаты о среднем образовании они получили после войны. Также защищали Родину Дамба Митупов, Данзан Дагбаев. В эти и следующие годы были призваны учащиеся 8-9 классов. Всего мы собрали информацию о 18 учителях и 36 учащихся и выпускников школы.

Мобилизованные в ряды Красной Армии учителя и воспитанники нашей школы, как и большинство мобилизованных граждан первых лет войны, после краткосрочной и спешной подготовки в составе наскоро сформированных маршевых частей и соединений отправлялись на фронт. По рассказам участников и свидетелей, они не имели необходимой минимальной боевой выучки, были плохо вооружены. Несмотря на это их с ходу вводили в крупные и мелкие сражения по отражению наступающего бронированного противника, порой без поддержки и прикрытия техническими средствами ведения современного боя: танков, самолетов, артиллерии и др. Многие учителя и выпускники Агинской школы доблестно сражались за нашу Родину, свято выполняли сыновний долг перед ней, показывая воинское мастерство, отвагу и стойкость. Они вложили немалую долю в общий ратный подвиг советского народа, обеспечивший победу над фашизмом. Об этом свидетельствуют боевые награды учителей и воспитанников школы. Выпускник второго выпуска школы Дамба Митупов награжден наряду с другими боевыми наградами четырьмя медалями «За отвагу», Батомунко Цырендоржиев – тремя медалями «За отвагу». Полководческого ордена Александра Невского удостоен капитан Лыгдын Анандаевич Митупов, двух орденов Красной Звезды, Отчественной войны II степени майор Цынге Санданович Дашин, который закончил войну на Эльбе. В Сталинградской битве принимал участие Абарзади Дагбаев в составе 24-й дивизии 28 армии. Он был командиром саперного взвода, награжден орденом Отечественной войны. Даши-Цырен Жамбалович Жамбалов наряду с другими регалиями награжден орденом Отечественной войны IIcтепени, Юндун Базарович Базарон имеет награды орден «Красной звезды», медаль «За отвагу» и др. В смертельной, чаще неравной схватке с врагом погибли учителя – Батор Иванов, Василий Семенович Никонов, выпускники – Д.Б. Батожаргалов, Ц. Батоев, Б. Цоктоев, Д. Цыренов. Этот список нельзя считать полным.

В годы войны главной задачей школы по-прежнему оставалась борьба за глубокие знания, высокую успеваемость учащихся, охваченность всеобщим начальным обучением всех детей школьного возраста. Существовали и проблемы: отсев учащихся, низкая обеспеченность учебным материалом, методическими пособиями и инвентарем. Но в условиях военного времени улучшилась дисциплина. Несмотря на то, что в 1942/43 учебном году не хватало учителей средней школы и начальных классов по Читинской области, наша школа была укомплектована педагогами.Занятия в нашей школе начались своевременно, т. е. 1 сентября. В школе не хватало наглядного оборудования по физике, естествознанию, географии, а также письменных принадлежностей, чернил, карандашей, что отрицательно сказывалось на качестве обучения в школах. В интернате при школе не хватало оборудования (столы, койки и т. д.) Чтобы как-то поддержать семьи приходилось шить обувь (ичиги). Однако пошитой обуви на всех учащихся не хватало. Также было и с одеждой (дэгэл). Это стало причиной большого отсева учащихся из школы. В 1942 году Наркомат просвещения РСФСР выпустил Приказ «Об организации допризывной военной подготовки учащихся» для 5–10 классов по программе всеобуча. Но для военно-физической и оборонно-массовой работы не хватало подготовленных преподавателей. В 1941 году 80% военруков и учителей физкультуры призвали в армию. Выполняя постановления правительства «о всевобуче», с начала 1941/42 учебного года в нашей школе, так же как и в других, были созданы кружки по изучению военного дела. Старшеклассники проходили 110-часовую программу. Военруками работали и мужчины, и женщины. Оставшимся в тылу педагогам, учащимся школы пришлось много работать. Они заготавливали дрова, собирали средства в фонд обороны, участвовали в сельскохозяйственных работах. При этом они, как и вся страна, жили в тяжелых материальных и бытовых условиях, испытывали голод. Но, несмотря на все трудности, в годы войны образовательный процесс не прерывался, а преподавательский и ученический состав оказывал помощь стране и армии, работая под лозунгом: «Всё для фронта! Всё для победы!»

«В начале войны в 5-х классах обучалось около двухсот детей. На начало 1944-1945 года пришли в 9-ый класс всего десять учеников. Жить в интернате и учиться было очень трудно. Продукты питания, одежда и учебные принадлежности стали настоящим дефицитом», — вспоминает Даши-Нима Доржиевич Доржиев, выпускник 1945 года. Далее пишет: «После уроков мы выходили на поля и собирали зерна, приносили в интернат, мыли, варили на воде и кушали. Для отопления интерната готовили дрова, оказывали помощь родителям ушедших на войну парней». Сложность ещё заключалась в том, что учащиеся 8-10 классов платили за своё обучение 150 рублей. Освобождались от оплаты ученики, у которых родственники были на фронте. В самые трудные военные годы с 1943 по 1946 год старшеклассники вынуждены были прекратить учёбу и идти работать в колхозы и на промышленные предприятия. В эти учебные годы только единицы, сдав экстерном экзамены, смогли получить аттестаты зрелости и продолжить учебу в институте. Единственной выпускницей 1943 года стала Цыбегмит Яманова, которая в том же году поступила в Иркутский медицинский институт. В 1944 году — ни одного. В победном 1945 году — 4 человека: Даши-Нима Доржиевич Доржиев – в будущем доктор филологических наук, профессор; Зандра Тагарович Тагаров – кандидат исторических наук, Ишигэдэй Балданов – морской офицер и Валентина Черепицына. В 1946 году тоже не было выпускников. Во все эти годы в школе обучалось не более двухсот учащихся. В тяжелейшие военные и послевоенные годы, вследствие голода и разрухи, Агинская средняя школа потеряла большую часть учащихся, но сохранила хорошее качество образования.

Несмотря на огромные трудности в годы войны – недостаток учителей, продуктов питания, одежды, тетрадей и учебников – наша школа стремилась охватить обучением всех, оказывая материальную и моральную поддержку нуждающимся, окружая заботой и вниманием детей фронтовиков. При школе было создано подсобное хозяйство, которое обеспечивало питанием 50 учеников – круглых сирот, детей нетрудоспособных родителей, инвалидов войны. По рассказам очевидцев и учеников, обучавшихся в те годы в школе, педагогический коллектив внес финансовые средства на создание танковой колонны «Народный учитель», авиационной эскадрильи «Комсомолец Забайкалья», участвовал в сборе теплых вещей для Красной Армии, лекарственных растений и металлолома для строительства военной техники. Учителя и технические работники в полном объеме выполняли план подписки на все выпуски военного займа в размере месячной зарплаты каждого. Работники и учащиеся принимали активное участие во всех сельскохозяйственных работах. Без них не проходили посевная кампания, сенокос и уборка урожая. Беззаветный труд коллектива во имя Победы над ненавистным врагом человечества, немецким фашизмом, отмечен грамотами и благодарностями, а особо отличившиеся награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В числе их следующие учителя и работники:

1. Балданжабон Чимит Базаровна – завхоз школы.

2. Балдано Цыбикжаб – учитель английского языка.

3. Баранникова Анна Михайловна–уборщица.

4. Дашиева Балсан – учительница начальных классов

5. Зубов Сергей Матвеевич–учитель русского языка.

6. Журавлева Анна Васильевна – уборщица.

7. Морозова Ольга Васильевна – учитель русского языка.

8. Номтоев Номогон – плотник.

9. Носырева Антонина Васильевна – учитель естествознания.

10. Размахнина Зинаида Евстафьевна – учитель естествознания.

11. Цырендашиева Санжимитуп – рабочая.

12. Чимитдоржиева Рыгжидма – учитель математики.

Большая забота проявлялась о женщинах с детьми, особенно сиротах, эвакуированных из западных районов. Так в нашей школе учились несколько детей из таких семей, в том числе Альберт Петрович Жумыкин с сестрой, выпускник 1950 года. Школу он окончил с серебряной медалью, в 1955 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Доктор технических наук, автор многих научных работ, в том числе книг «Мои аргументы» (Киев, 1997) и «Утилизация судов и кораблей» (Киев, 1997). Через 50 лет после окончания школы Альберт Петрович приехал на агинскую землю, чтобы встретиться со своими одноклассниками. Он очень тепло отзывался об учителях школы, о своих одноклассниках. В интервью корреспонденту газеты «Агинская правда» Д. Цыдыповой он сказал: «Я достиг возраста, когда надо оглянуться назад. Подвести черту. Эти незабываемые годы учебы, теплая атмосфера, добропорядочность бурят! Я бесконечно благодарен этой земле, она дала основу моей жизни. И все, чего достиг в жизни, я достиг благодаря этой земле. Считаю, что не та земля тебе родина, на которой ты родился, а та, где ты получил жизненный заряд, знание, любовь, дружбу, стал человеком». Это высокая оценка работе нашей школы в военные годы.

Война закончилась 76 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне.

Руководитель школьного музея агинской средней школы №1 Цырегма Яманова

Новости